Вы здесь

ОФИЦИАЛЬНО

О поселке

 

численность

на 01.01.2023г. - 20 123 чел

 

общая площадь - 1 698,7 га

Глава муниципального образования поселок Боровский

Сычева Светлана Витальевна

 

 

 

Мы в соцсетях:


Социальная оценка условий труда

четверг, 13 март, 2014

Специальная оценка условий труда В конце 2013 года законодатели приняли Федеральный закон от 28.12.13 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Согласно этому документу на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка, проводить которую должны все без исключения работодатели. Кроме того, в целый ряд законов внесены изменения, связанные со специальной оценкой условий труда. В частности, увеличен административный штраф за отказ от специальной оценки и ужесточено уголовное наказание лиц, по вине которых произошел несчастный случай на производстве. Соответствующие поправки утверждены Федеральным законом от 28.12.13 № 421-ФЗ. Определение специальной оценки условий труда и правила ее проведения приведены в недавно принятом Федеральном законе от 28.12.13 №426-ФЗ. В нем говорится, что специальная оценка – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах. Обязанность по проведению и финансированию специальной оценки лежит на работодателях. Это следует из статьи 212 ТК РФ (в новой редакции) и из части 1 статьи 8 Закона № 426-ФЗ. Таким образом, специальную оценку должны проводить все без исключения компании, а также ИП, принявшие на работу сотрудников. Что касается предпринимателей без наемного персонала, то они не являются работодателями, поэтому проводить специальную оценку им не нужно. Но как в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь создаваемого рабочего места. Существует ряд отличий между перечнем рабочих мест, которые подлежат аттестации, и рабочими местами, которые подлежат специальной оценке. Так, аттестацию назначили только в отношении мест, где использовался ручной инструмент, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства, и где присутствовали источники опасности. Для специальной оценки подобные ограничения не установлены. Другими словами, ее необходимо проводить независимо от наличия (либо отсутствия) вышеперечисленных факторов. Еще одно отличие касается рабочих мест надомников и дистанционных работников. Такие места подлежали аттестации на общих основаниях. Но теперь в Законе №426-ФЗ четко сказано: в отношении условий труда надомников и тех, кто трудится удаленно, специальную оценку проводить не нужно. По общему правилу специальную оценку необходимо проводить не реже, чем раз в пять лет. Если же рабочее место было аттестовано, то специальную оценку можно начать через пять лет после завершения аттестации. При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Прежде всего, это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест, изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и прочие нововведения, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов. Также внеплановая специальная оценка обязательна при несчастных случаях на производстве или профзаболевании, причиной которых послужили вредные или опасные условия труда. Наконец, поводом для внеплановой специальной оценки может послужить предписание инспектора труда или мотивированное предложение выборных органов первичной профсоюзной организации. Чтобы начать специальную оценку условий труда, работодатель должен предпринять следующее: создать комиссию и заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией, которая специализируется на проведении специальной оценки. В комиссию включаются представители работодателя, профсоюзные деятели (если в компании есть первичная профсоюзная организация), а также штатный или сторонний специалист по охране труда. Если работодатель является субъектом малого предпринимательства, то в комиссию должен входить руководитель или ИП. Возглавить комиссию должен представитель работодателя или сам работодатель. Сторонняя организация, проводящая специальную оценку – это юридическое лицо, которое соответствует трем критериям. Во-первых, по уставным документам основным видом деятельности является специальная оценка условий труда. Во-вторых, в штате есть не менее пяти экспертов, получивших сертификаты на выполнение работ по специальной оценке. Причем, как минимум один из экспертов должен быть врачом по общей гигиене, либо врачом по гигиене труда или врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. В-третьих, в организации есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Соответствующие организации и эксперты должны быть занесены в специальный реестр. Кроме того, выбранная работодателем организация, проводящая специальную оценку, должна быть по отношению к нему независимым лицом. В ходе специальной оценки эксперты сторонней организации исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов. Рабочие места, на которых подобные факторы не выявлены, заносятся в декларацию. Эту декларацию нужно предоставить в трудовую инспекцию. Рабочие места, на которых выявлены вредные или опасные производственные факторы, подвергаются испытаниям и измерениям. По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. Всего таких классов четыре: оптимальный, допустимый, вредный или опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени. По окончании специальной оценки комиссия составляет отчет, куда включается ряд сведений. Среди них перечень рабочих мест с указанием выявленных вредных или опасных производственных факторов, протоколы испытаний и измерений, заключение эксперта и прочее. Далее работодатель должен ознакомить с отчетом каждого работника под роспись. Сделать это нужно в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же период сводные данные специальной оценки необходимо разместить на официальном сайте компании (при его наличии). В числе прочего, результаты специальной оценки используются при заполнении формы 4-ФСС. На основании этих данных сотрудники фонда социального страхования определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам «на травматизм» нужно установить для того или иного страхователя. Правда, в действующей форме 4-ФСС, утвержденной приказом Минтруда от 19.03.13 №107н, предусмотрены поля для результатов аттестации, а поля для результатов специальной оценки отсутствуют. Но, скорее всего, в ближайшее время в бланк будут внесены соответствующие изменения. Кроме того, результаты специальной оценки служат основанием для назначения дополнительных тарифов по взносам в ПФР. Из статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.09 №212-ФЗ следует, что в зависимости от класса и подкласса значение тарифа может колебаться от 0 до 8 процентов Также результаты специальной оценки применяются для организации медосмотров, для разработки мероприятий по улучшению условий труда и для иных целей. Полный перечень приведен в статье 7 Закона № 426-ФЗ. Если специальная оценка условий труда не проводилась, работодателя могут привлечь к административной ответственности. Сейчас санкции за данное правонарушение предусмотрены статьей 5.27 КоАП РФ. Размер штрафа составляет для должностных лиц от 1000 до 5000 руб., и для юридических лиц – от 30000 до 40000 руб. Возможен и другой вариант наказания – приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Начиная с 2015 года в случае отказа от специальной оценки инспекторы станут применять новую норму, а именно – статью 5.27.1 КоАП РФ. Величина штрафа будет составлять для должностных лиц и ИП от 5000 до 10000 руб., и для юридических лиц – от 60000 до 80000 руб. Предусмотрен и более мягкий вариант наказания – предупреждение. Если нарушение будет совершено повторно, размер санкции увеличится и составит для должностных лиц и ИП от 30000 до 40000 руб., для юридических лиц – 100000 руб. до 200000 руб. Вместо штрафа повторно провинившихся должностных лиц смогут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет, а деятельность ИП и организаций приостановить на срок до девяноста суток. Если же на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов специальной оценки может послужить доказательством вины работодателя. А если вина будет доказана, руководителя привлекут к уголовной ответственности по статье 143 УК РФ. Эта статья подразумевает наказание в виде штрафа в размере до 400000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев. Есть и другой вариант наказания – исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до одного года. В случае смерти сотрудника руководителя могут лишить свободы, либо направить на принудительные работы на срок до четырех лет. А в случае смерти двух и более сотрудников руководителю грозит лишение свободы или принудительные работы на срок до пяти лет.



Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!